О нас
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Плакаты
Влияние фамильного древа, модели детско-родительских отношений в формировании личности и граней ее проявления.
Боляновская Алла Анатольевна, координатор Института универсального управления, сотрудник Международного белорусско-российского объединения «Эволюция Содружества», член НАУМПКП, психосистемолог, г. Минск
Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентные родители» позволяет говорить о нем, как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, духовного, психологического, биографического и др. происхождения. В структуре социокультурной реальности отцу и матери отводится первое место, особенно на протяжении первых лет жизни, как первичной социальной общности, в которой берет свое начало личность ребенка (см. схему 1). Постепенно круг общения расширяется, и человек во всей многогранности и полноте учится взаимодействовать с окружающим миром. Для большей точности определения сути глубинных желаний у человека исследуем модель взаимоотношений родителей и ребенка, начиная с раннего детства. Устанавливается тот сценарий, который сохранился в сознании у человека с раннего детства, и который будет проецироваться на характер жизнь и его действия. Этот способ основан на том факте, что родители (родственники) закладывают с раннего детства в сознание человека сценарий поведения действий и реакций на окружающий мир.
Рассмотрим Модель родственных отношений.
Отец – это степень ориентации ребенка на цель–будущее, на создание перспектив, на вступление в новые отношения, это отношение к руководству. Отец – это характеристика способности управлять. Если был сильный отец – это дало стиль в виде высокой способности добиваться нового, но неумение подчиняться и строить хорошие отношения с начальством; слабый отец – это дало, как стиль, низкую способность добиваться нового, но умение адаптироваться к руководству, которое за них принимает ответственность и решения. Если отец строил гармоничные отношения, то это дало способность также строить гармонию в отношениях при достижении цели. А тип поведения отца – это установка на то, какого стиля будет придерживаться человек на пути к цели или при принятии решения. Мать – это умение (или неумение) использовать прошлый опыт, поддерживать пространство уже созданных отношений, ткать полотно тончайших связей человека и окружающего мира. В этом смысле старая поговорка: «Муж – это голова, а жена – шея» содержит в себе глубокий смысл, ибо голова – это видение стратегии, перспектив, а шея – гибкость тактики. А потому в зависимости от того, какими были родители у ребенка, легко сказать каким он вырастет, установив его проблемы, страхи, кризисы… Если была сильная (волевая) мать – это дало человеку высокий потенциал в поддержании отношений, но и высокий консерватизм и привязанность к традициям; слабая (безвольная) мать – низкий потенциал для поддержания устойчивых отношений, но не будет и сильной привязанности к традициям. Если мать строила гармоничные отношения, то это дало способность также строить гармонию в отношениях между теми, с кем знакомство было ранее построено. А тип поведения матери – это установка на то, какого стиля будет придерживаться человек в уже существующих отношениях. Братья и сестры – это настоящий опыт или умение вступать в партнерские отношения, соответственно, с мужчинами или женщинами. Отсутствие в настоящее время у детей братьев и сестер свидетельствует о замкнутости человека, который посредством сексуальных отношений (что он узнал от родителей) будет стремиться компенсировать недостаток в способности устанавливать партнерские отношения. Брат – это способность строить партнерские отношения с мужчинами на основе программы, построенных данным человеком, действий. Если был сильный брат (как правило, подавляющий более слабого) – это дало бессознательное стремление работать с сильными партнерами–мужчинами из-за привычки быть слабым и неспособности нести программу действий; слабый брат – стремление человека в команде работать со слабыми партнерами–мужчинами из-за привычки подавлять партнеров и неумения согласовывать действия и сотрудничать с сильными партнерами. Сестра – это характеристика способности поддерживать партнерские отношения с женщинами. Если была сильная сестра – это дало способность работать с сильными партнерами–женщинами и бессознательное стремление подчиняться партнерам; слабая сестра – стремление работать со слабыми партнерами–женщинами и бессознательное стремление к управлению партнерами. Если брат или сестра строили гармоничные отношения, то это дало способность строить гармоничные отношения между партнерами мужчинами или женщинами. А тип поведения – это установка на то, какого стиля будет придерживаться человек в партнерских отношениях. Дедушка – это далекие цели, идеалы, это характеристика способности строить жизнь с перспективами. Бабушка – это глубинный прошлый опыт народа (по примеру няни Пушкина, привившей ему любовь к народным сказаниям, образам), это характеристика желания строить жизнь на основе традиций, ритуалов. Тети, дяди – это не столь яркое влияние на сознание ребенка, но, тем не менее, существенное, если рассматривать всю гамму оттенков поведения человека. Если был сильный (волевой) дед – способность строить далекие перспективы, стратегию; слабый дед – не умение строить далекие перспективы. Если дед строил гармоничные отношения, то это дает способность строить гармоничные отношения на пути формирования отдаленных перспектив. А тип поведения – это установка на то, какого стиля будет придерживаться человек при достижении перспектив. Если была сильная (волевая) бабушка – это дает способность поддерживать глубинные и далекие связи, сильную привязанность в жизни к традициям, ритуалам; слабая бабушка – нежелание заглядывать в далекое прошлое, не умение использовать старые традиции в жизни. Если бабушка строила гармоничные отношения, то это дало способность поддерживать гармоничные отношения со старыми знакомыми, событиями. А тип поведения – это установка на то, какого стиля будет придерживаться человек при поддержании давнишних знакомств. Муж – это способность строить конкретные отношения и действия на основе актуальной (для себя) программы. Слабый муж – дает способность (жене) строить самостоятельно конкретные действия и принимать самостоятельно решения, но трудно принимается руководство. Жена – это способность поддерживать конкретные отношения и полезные связи. Слабая жена – это дает (мужу) способность поддерживать самостоятельно отношения и принимать в них самостоятельно решения, но трудно воспринимается руководство. Сильный муж – не дает (жене) самостоятельности и конкретности действий, но зато легко принимается руководящая роль других. Поддержка Вами мужа – это, потенциально, поддержка и чужих идей, и помощь в их реализации, а также поддержка руководства. Если вы не поддерживаете мужа, то сложно будет поддерживать и чьи-то идеи и принимать чье-то руководство. Поддержка Вами жены – это поддержание более глубоких отношений в команде и помощь членам команды, а также приятие сотрудничества. Если Вы не поддерживаете жену, то сложно будет поддерживать и глубокие отношения и принимать долгосрочное сотрудничество. Поддержка Вас со стороны мужа – это означает, что Вы способны принимать помощь, ибо «сила в нашей слабости» в приятии чужих идей, а также будете принимать руководство. Поддержка Вас со стороны жены – это означает, что Вы способны принимать помощь со стороны уже сложившихся отношений с окружающими Вас людьми. Если Вас не поддерживает муж, то Вам сложно будет поддерживать чьи-то идеи и принимать чье-то руководство. Если Вас не поддерживает жена, то Вам сложно будет принимать помощь от тех, с кем у Вас уже сложились отношения. Так на основе психосистемологии становится возможным более полно рассмотреть роль каждого из родителей–родственников и продемонстрировать их конкретный вклад в формирование психики человека, а также путь преодоления человеком влияния негативных черт родительско–родственного сценария поведения в течение жизни. Так на основе социогенетического подхода становится возможным более полно рассмотреть роль каждого из родителей-родственников и продемонстрировать их конкретный вклад в формирование психики ребенка, а также путь преодоления человеком влияния родственного сценария поведения в течение жизни. Для реализации своего предназначения современный человек должен обладать знаниями о себе и о своем месте в окружающем мире. Эти знания помогут ему стать актуализированной личностью, увидеть перспективы развития, образ будущего и творчески управлять как собственным развитием, так и участвовать в управлении общественными эволюционными процессами. Первые же свои знания о мире и о себе и навыки строить отношения личность приобретает в семье, в ее образе жизни. Образ жизни родителей и воспитывает ребенка в семье, именно пример их жизни - в действиях, стиле отношений, в способах принятия решений. Большое значение и влияние имеют также наследственные корни и культурные традиции и ценности семьи с позиции социогенетического подхода. Они создают у ребенка модели социального поведения и формируют приоритеты и ценности, гражданскую позицию для жизни в обществе. Через опыт отношений в семье и ее модель жизни дети могут адаптироваться в социальной среде и строить весь спектр отношений. Каждый человек имеет свои психологические особенности и уникальные качества, свое предназначение, способности и предрасположенности. Рассмотрев которые в сравнительном профиле семьи по 12 функциям, мы можем учесть эти качества, понять различие и выбрать стиль более гармоничных отношений, понимая имеющиеся различия в генотипе, психотипе и архетипе каждого члена семьи и учитывая актуальные задачи возраста каждого. А главное - мы можем исследовать и определить сильные качества каждого, с помощью которых члены семьи развивают друг друга, могут обмениваться опытом, взаимно дополняя друг друга и помогать в совершенствовании, в решении актуальных задач.
Профиль семьи
Это понимание поможет снизить уровень напряженности в отношениях, гармонизировать сложившиеся отношения и повысить уровень культуры отношений. Сотворчество мужчины и женщины, в том числе и сотворчество для рождения ребенка – величайшее благо, данное нам Богом. Следовательно, это не только наше святое право, но и святая ответственность. Но эта ответственность многоуровневая и составляет один из краеугольных камней фундамента нашего Бытия. К сожалению, в наше время, при огромнейшей насыщенности различной информацией, во многих случаях реальной жизни проявляется дремучее невежество, в том числе и в вопросах родительства. Пока еще нет глубокого и ясного понимания сути этого вопроса, хотя исторические, религиозные, культурные традиции предоставили нам немало понятий, ритуалов и знаков для осмысления предназначения мужчины и женщины. Многие люди горды тем, что живут в постиндустриальном и информатизированном обществе, но скупые сведения о культуре древних цивилизаций нам говорят, что к вопросам сотворчества мужчины и женщины, обрядам венчания, зачатию и рождению ребенка и другим всегда было особое отношение. В соответствии с законами Бытия при создании семьи, в сотворчестве мужчины и женщины, рождении ребенка проявляется универсальная тройственность Бытия. Другими словами, чем выше уровень (качество) сотворчества мужчины и женщины, и, особенно, в родительстве, тем мощнее соединение с душой. Этот канал создают двое, и чем он более чист, тем более светлая душа входит с ним в резонанс. Отсюда ясно, что сотворчество мужчины и женщины должно быть сознательным в истинном смысле этого понятия. Это значит, что мы должны жить в соответствии с Законами Природы, осознавая универсальность, единство и целостность мира. Выполняя одну из важнейших задач миссии человека на Земле – сознательно развивая сотворчество мужчины и женщины, в том числе и через родительство, мы, таким образом, достигаем более широкой и глубокой включенности человека в ритм жизни окружающего мира, осознавая свою сопричастность и ответственность за мир, в котором мы живем, за будущее! Поэтому всегда актуальны вопросы подготовки молодой семьи, помощи семье в решении ее насущных проблем, бытовых, психологических, социальных задач, различении и адаптации в быстро меняющемся мире, в важнейших вопросах сотрудничества, взаимного обучения и развития на основе нравственных ценностей и своей миссии, «в искусстве быть вместе», в повышении уровня культуры семьи, в воспитании детей, нашего общего будущего, в преодолении социальных пороков.
|