Календарь

<< Апрель 2019 >> 
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
  1  2  3  4  5  6  7
  8  91011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Популярное Чтиво

Избранные Статьи

Плакаты

Закон свободы выбора

(закон альтернативности)

 

Песина Татьяна Игоревна, кандидат технических наук.

 

Каждое мгновение нашей жизни мы делаем свой выбор. И этот выбор определяет образ наших мыслей, слов и поступков.

Человеку предоставлены поистине беспредельные возможности, которыми ему еще предстоит научиться пользоваться. Но в то же время возложена великая ответственность за их применение. При этом человеку дается свобода выбора как неотъемлемый закон этого мира.

И первое, что человек выбирает – это цель своего развития, цель своей деятельности. О необходимости четкого определения цели говорилось с дав-них пор: "Если мы не знаем, куда идем, то как узнаем, что пришли" и "Думай, куда идешь, не то придешь, куда не думал".

Как известно, энергия следует за мыслью, поэтому правильный выбор цели очень важен: цели и всей жизни, и каждого, даже самого незначительного на первый взгляд, ее этапа. На что я собираюсь тратить свою жизнь, время, силы, энергию? Чтобы потом, как говорил известный герой, "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

Однако помимо правильного выбора цели и глубинного осознания этого выбора, необходимо выбрать средства для ее достижения. О том, что важно выбрать не только цель, но и средства ее достижения, говорил еще Аристотель (IV в. до н.э.): "Благо везде и всегда зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответствующих средств, ведущих к этой цели".

Есть два диаметрально противоположных подхода к выбору средств:
1. Подход Н. Макиавелли, девизом которого было: Цель оправдывает средства" (достижение цели любой ценой, даже если для этого необходимо пренебречь требованиями морали и нравственности).
2. Подход А.Эйнштейна: "Не может быть столь высокой цели, которая оправдывала бы недостойные средства ее достижения" (обязательность нравственных общечеловеческих критериев).

Универсология говорит о том, что цель не оправдывает, а цель определяет средства (т.е. высокая цель предполагает достойные средства ее достижения). Сама альтернативность как свобода выбора меньшей системой направленности развития возникает как результат незнания меньшей системой универсальных законов развития, как результат непонимания того, что эффективность развития меньшей системы определяется тем, насколько полно меньшая система осознает цель развития и от того, насколько развитие меньшей системы сонаправленно с развитием большей.

После определения цели и средств ее достижения, необходимо выбрать путь, которым мы будем двигаться к цели, ибо "если слепой ведет слепого, то не упадут ли оба"? 

О важности выбора пути говорил Ф.Бэкон. Он первый поставил задачу раз-работки научного метода: "Открытий было бы гораздо больше, если бы ис-следователи были вооружены правильным методом. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью".

Итак, важно выбрать такой путь, который будет путем наиболее эффектив-ного развития, а это определяется знанием универсальных законов.

Поэтому правильный выбор цели, направленности развития и знание уни-версальных закономерностей, которые помогут нам наиболее эффективно двигаться в направлении выбранной цели, являются первоочередными задачами.
Фактически это выбор одного из двух – эволюционная либо инволю-ционная направленность развития.

На инволюционной стадии разрушаются старые несовершенные формы, старый образ мышления, те установки и концепции, которые более не соответствуют новым целям развития. Разрушаются присущие старому образу мышления несовершенные структурные связи, несовершенные условия жизни.

На эволюционной стадии происходит объединение ещё разрозненных, но уже подготовленных к объединению систем жизни, в том числе и людей. В ре-зультате этого единения происходит расширение сознания и обретение качественно новой энергии связи, которая открывает новые возможности. 

Безусловно, человек одновременно участвует в обоих процессах. Подобно тому, как в организме человека одновременно гибнут старые клетки и рождаются новые, так и инволюция, и эволюция – это 2 закономерные стадии единого цикла развития. И обе равно необходимы.

Суть свободы выбора – это выбор направленности развития (инволю-ционная либо эволюционная), выбор приоритетов развития.

Этот выбор всегда за человеком. 

Чему мы отдаем предпочтение? Какое направление выбираем?

Что выбираем каждый раз: путь личности или путь души?

Важно понять, что у личности и у души устремления прямо противополож-ные: несовершенная личность стремится к комфорту и стабильности, а душа всегда ищет развития и стремится к большему совершенству


I. Человек, избирающий путь личности
- старается избежать напряженных ситуаций, не разрешив конфликт, не сделав выводы, не накопив опыта (позиция страуса, прячущего голову в песок);
- ориентируется на прошлый опыт (часто несовершенный), на старые при-вычки, наработки;
- предпочитает жить плохо, но привычно, чем искать, менять, добиваться обновления, преображения;
- ищет повод, чтобы не сделать, тратит на это все свои силы, время и энер-гию. В этом личность очень изобретательна, и повод для того, чтобы не сде-лать, тут же находится, ибо “желание – это тысяча возможностей, а нежела-ние – это тысяча причин”. 
Личность напоминает слабого шахматиста, который, столкнувшись с труд-ной задачей, ведет себя недостойно: тайком прячет фигуры или смахивает их с доски. Но, нарушая правила, задачи не решить. 


II. Человек, избирающий путь Души
- понимает неслучайность всего происходящего и старается осознать его причину;
- воспринимает трудности, напряжение, конфликт как испытания, которые душа формирует, чтобы личность накопила необходимый опыт развития;
- ищет выход, который поможет разрешить конфликтную, стрессовую ситуацию; 
- стремится обрести новый опыт развития, наработать: 
- недостающие качества (прочерки в матрице);
- ослабленные качества (компенсация односторонности);
- скрытые качества (цифры в скобках). 

Когда человек принимает на себя посильную долю ответственности и все свои силы и способности направляет на то, чтобы как можно лучше сделать то, что необходимо, тогда “по ноше и силы даются”. Т.е. в соответствии с пра-вильно поставленной целью, с верно избранным механизмом достижения цели, по мере взятой ответственности даются силы и предоставляются возможности.

Известно, что именно в поле большей напряженности создается наиболь-ший потенциал электрического тока, что обеспечивает и больший импульс развития.

Так и нам важно научиться рассматривать любую напряженную ситуацию как стимул к развитию, который откроет для нас новые возможности. Тогда трудности, препятствия в нашей жизни станут ступеньками для дальнейшего совершенствования. То, о чем в Живой Этике сказано: “Препятствиями рас-тем”. И сказано это именно с точки зрения души. 

Каковы критерии оптимальности выбора либо его ошибочности?
О том, насколько правильно сделан выбор, можно судить по эффективности развития субъекта. Если субъекту
- открывается все большее пространство для творчества управления при-чинными связями,
- требуется меньшее время,
- предоставляются новые возможности для творчества,
то это говорит об оптимальности выбора.
Ошибочность выбора цели или алгоритма ее достижения приводит к
- искажению пространства проявления (пространство творчества сокраща-ется, ограничивается, становится замкнутым);
- потере времени (человек ничего не успевает);
- неоправданному повышению энергозатрат (человек жалуется на отсутст-вие возможностей, на нехватку денег).

Это свидетельствует о необходимости коррекции выбора направленности, необходимости прогнозирования и формирования наиболее эффективного пути развития, построенного на основе универсальных закономерностей.
Выбором приоритетов развития и определяется граница, по которой делится все человечество – "граница между личным и общим благом".

Этим выбором определяется ступень развития, на которой находится человек:
1. Ступень начинающего, который еще только исследует мир. Это ступень постижения мира путем разделения, разрушения, дифференциации, анализа. Эта ступень соответствует начальной, инволюционной стадии развития. Эта стадия отражения того, что уже существует, т.е. это стадия познания прошлого.
2. Ступень ученика, который уже на основе познанного преображает мир. Для этого он объединяет разрозненное, создает максимально эффективные условия для единения. Это стадия эволюции, стадия преображения. Это сту-пень созидания нового на основе синтеза лучших достижений предыдущих периодов с учетом новых целей развития. 

Основным критерием направленности развития (инволюция либо эволюция) являются используемые источники энергии.

На эволюционном этапе развития используется энергия созидания, т.е. энергия, рождаемая в процессе объединения.
На инволюционном этапе преимущественно используется энергия внешних источников, энергия разрушения.

Человечество словно забыло, что, являясь 4-м царством природы, призвано помогать меньшим жизням, стимулируя их развитие.

Вместо этого человечество в настоящее время занимается разрушением планеты, на которой живет, и ведет грабительскую войну против всего окру-жающего мира. И хотя источники энергии становятся все более утонченными (например, энергия атомного ядра), но суть остается прежней – ограбление окружающего мира для своих личностных, узкоэгоистических потребностей.

Как же глубоко проникла в наше сознание философия потребительства.

Даже считая себя глубоко и искренне верующими, часто ли мы в своих молитвах хотя бы Ему отдаём? Или чаще просим: “Дай мне, Господи”?

При переходе от инволюционной стадии к эволюционной меняется мотив развития: 
- от разрушения, разделения, анализа к объединению, созиданию, синтезу;
- от соперничества к сотрудничеству;
- от потребления к отдаче;
- от жизни для себя к служению другим;
- от личного блага к общему.

Яркой иллюстрацией совершённого выбора является молитва Фр. Ассизского.

Именно мотивом развития и источниками энергии Силы Света от-личаются от Сил Тьмы. 

Силы Света
- стимулируют развитие и творчество меньших жизней;
- источником их энергии является энергия единения.
Силы Тьмы
- получают энергию за счет разрушения и ограбления меньших жизней (не развивая их, а подчиняя себе и уничтожая);
- живут за счет энергии ошибок меньших жизней.
Силам Тьмы невыгодно стимулировать меньшие жизни к развитию, поэтому Система Развития даётся только Силами Света.
Сегодня самое время каждому задуматься: какую энергию я использую и ка-ким силам тем самым служу? Это энергия объединения, созидания или всё же разрушения?
Если это энергия разрушения, то нужна ли она в той мере, в какой я её сей-час использую, или необходимо задуматься об оптимизации потребностей?
Говоря о свободе, нам предстоит ответить на вопросы:
- Что такое свобода?
- Для чего человеку свобода?
- Как соотносятся
- свобода и знание всеобщих законов развития,
- свобода и ответственность,
- свобода и дисциплина?

Что такое свобода? Для чего человеку свобода? Как соотносятся свобода и ответственность?
Б. Спиноза дал одно из самых кратких и емких определений свободы: „Сво-бода – осознанная необходимость”. 
К. Маркс писал о том, что невозможно жить в обществе и быть свободным от общества. 
В. Франкл, отвечая на вопрос: "Для чего человеку свобода?”, писал: „Чело-веческая свобода – это не "свобода от”, а "свобода для“”. Свобода для того, чтобы взять еще большую ответственность. Ибо свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол. 
В. Франкл любил повторять, что он мечтает о том времени, когда „Статуя Свободы на Восточном побережье США будет дополнена статуей Ответ-ственности на Западном побережье”. Нам же остается добавить, что "Декла-рация прав и свобод" должна быть дополнена "Декларацией обязанностей и ответственностей". 
Итак, свобода тут же предполагает ответственность.
Чувство высочайшей ответственности всегда было присуще лучшим пред-ставителям человечества: “Если я не сделаю этого – кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас – то когда мне это сделать? Но если я сде-лаю это только для себя самого – то кто я?” (Гиллель, 2000 лет назад).
И тут очень показателен пример А. Брукнера (австрийский композитор, ор-ганист 19-го века). Его чувство ответственности перед Высшим, перед Госпо-дом было чрезвычайно велико. Он говорил своему другу: “Они хотят, чтобы я писал иную музыку. Я мог бы конечно. Но я не имею права. Из тысяч людей Всевышний именно меня наделил этим талантом. Когда-нибудь мне придется держать перед Ним ответ. И как же я смогу предстать перед Ним, если я послушаюсь других, но не Его? ” 

Как связаны свобода и творчество?

Известно, что кому больше дано, с того больше и спрашивается. Чем боль-шими способностями наделен человек, тем выше его ответственность за применение этих способностей. 

Поэтому безусловно важно помочь человеку раскрыть его творческий по-тенциал. Но просто раскрытие творческих способностей человека без чувства ответственности за их применение, без сформированного целостного мировоззрения, без устойчивых ценностных ориентиров человека – явление обманчивое и довольно опасное.
Вспомним исторический пример Сократа, который сказал, что, если бы он реализовал все дремлющие в нём способности, то он стал бы преступником.

Т.е. важно не просто реализовать все возможности, а каждый раз принимать решение, какая из всех существующих возможностей является в то же время необходимостью. И именно её нужно реализовать. Каждый раз это наш выбор и наша ответственность. 

Вот тут и выходит на передний план ценностная ориентация человека.

Свобода и ценностная ориентация человека. Как соотносятся биологиче-ская природа и нравственная суть человека?

Существует специальная наука – аксиология. Это наука о природе ценно-стей. И что интересно, axia (по-гречески) – ценность, а axis (по латыни) – ось. Т.о., ценностные ориентиры человека и есть та ось, на которой держится человек.

Есть целая иерархия ценностей. При этом мировоззренческие и нравственные убеждения человека являются главными ценностями. Именно нравственная ориентация человека – показатель его духовной зрелости. Они – основа человека, его внутренний стержень. И человек, прежде всего, определяется тем, какой системы ценностей он придерживается.

Как писал И. Кант: “Две вещи в мире достойны удивления: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас”.

И. Кант рассматривал соотношение биологической природы человека и его нравственных ценностей. Он писал, что как биологическое существо человек подчиняется природной необходимости, которая естественным образом определяет его желания, влечения. Но не в этом сущность человека. Разум дан человеку не как средство удовлетворения чувственных потребностей, которые обусловлены его физической природой. Этой цели лучше служит инстинкт. А назначение разума – в способности подчинить природу личности нравственному долгу.

Очень показательный пример приводит В. Франкл. Он как человек, про-шедший 4 концлагеря, пишет о том, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов самым тяжелым условиям, которые только можно себе представить.

В. Франкл отвечает З. Фрейду, который утверждал, что если взять самых разных людей и поставить в одинаковые условия голода, то с возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся и останется один лишь голод.
Но В. Франкл пишет, что в концлагере, как раз проявилось противополож-ное. В этих экстремальных условиях люди становились самими собой. Потому что маски были сорваны как с животных, так и со святых. Поэтому поведение людей было столь контрастным. Голод был одним и тем же, но люди – совер-шенно различными. Т.е. в счет шли не калории, а проявлялась внутренняя, глубинная, истинная суть человека. 

Как соотносятся свобода и дисциплина?

Итак, человеку дана свобода выбора как незыблемый закон мира. Как же соотносятся свобода выбора и дисциплина? И чем отличается дисциплина закона естественного отбора от иерархической дисциплины, от дисциплины совести? Мы в жизни постоянно делаем выбор между долгом и желанием, между мотивами либо нравственного, либо утилитарного характера.

Кто-то говорит: “я свободен, потому что я могу делать, что я хочу, когда хочу и сколько хочу”. Но ведь тот, кто так рассуждает, уже не свободен. Он уже ограничил себя своими личностными интересами. А человек, живущий лишь личностными, узкоэгоистическими интересами, подчиняется закону естествен-ного отбора.

Закон естественного отбора – это закон силы, когда сильный подчиняет слабого. В природе – просто съедает. В обществе – более изощрённо, более утончённо, но суть остается прежней. Мы видим этому достаточно примеров в жизни, в бизнесе, политике, науке.

Этот закон позволяет совершенствовать человеку качества на 3-х низших энергоуровнях личности. Убегая от сильного, человек совершенствуется физи-чески. Ему предстоит еще научиться гармонично взаимодействовать с окру-жающим миром, развить гибкость ума. Т.е., закон естественного отбора позво-ляет человеку совершенствовать свои личностные качества, с тем чтобы стало возможным дальнейшее духовное развитие.

А человек, расширивший своё сознание до группового творчества, посте-пенно входит под управляющее воздействие иерархической дисциплины.

Иерархическая дисциплина – это дисциплина осознанная, дисциплина свободы, дисциплина совести. Иерархия, как и душа, управляет исподволь, не навязывая, без подавления и диктата, но с великой любовью: “Мы не ведём, мы направляем”. 

Осознанная дисциплина – дисциплина совести. Причем истинная совесть не имеет ничего общего со страхом наказания. Как писал В. Франкл, поведение собаки, которая испачкала ковер и прячется под диваном – проявление не совести, а тревожное ожидание наказания.

Но до тех пор, пока мотивом поведения человека служит страх наказания или надежда на вознаграждение, значит, совесть еще не проснулась. 

Важно научиться жить по совести: “не за страх, а за совесть”.

Осознанная дисциплина – это когда человеком движет чувство внутренней ответственности, когда человек принимает ответственность за происходящее не потому, что ему легко это сделать, а потому, что понимает, что не может этого не сделать.

Как писала А. Бейли: “Чувство ответственности – один из первых при-знаков того, что душа человека пробуждается”. 

Итак, осознанная дисциплина как устремлённость к эволюционному развитию в соответствии с всеобщим законом развития.

Иерархическая дисциплина – это дисциплина свободы, о которой писал Н.К. Рерих: “Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода?”

Иерархия никому не приказывает. Это высшая любовь и мудрость. Каждый возлагает на себя ношу по закону свободы выбора. Тогда по ноше даются си-лы. Справишься – дано будет больше.

И каждый вправе уйти от ответственности. Но тогда он тут же попадает под управление закона естественного отбора. 

Как соотносятся свобода и знание законов развития?

Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных законов. По существу человек живет внутри этих законов.

Пока законы не познаны, они проявляются как „слепая” необходимость, и тогда человек – игрушка в руках судьбы, он – раб непознанной необходимости, раб обстоятельств, он несвободен. 

Как сказано в Ев. от Филиппа: „Незнание это рабство, знание – это свобода”. 

Как говорил Г. Бруэм: "Просвещенный народ легче вести, но его невозможно гнать. Им легче руководить, но его невозможно поработить".

Чем более человек продвигается по пути эволюционного развития, чем глубже человек постигает универсальные законы и применяет их в жизни, тем более осознанными, полноценными и эффективными становятся его жизнь и творчество, тем свободнее человек в плане реализации своего человеческого предназначения. 

Итак, свобода дана – свобода остаться отдельной частицей и свобода объ-единиться. Закон свободы выбора – незыблемый закон миропостроения. Каж-дый свободен не выполнять объективные законы этого мира. Но будем пом-нить, что наряду с законом свободы выбора есть и другие универсальные законы, в т.ч. закон полярных взаимодействий и закон причинной обусловленности. Вспомним, что происходит с клетками организма, которые изолировали себя и перестали полностью участвовать в обменных процессах, перестали эволюционировать.

Они просто разрушаются и выводятся организмом как шлаки. В то же время полноценно функционирующие клетки стимулируются организмом к развитию. Как говорил Иисус: “Если сын попросит у Отца хлеба, разве Он протянет ему камень?” И это хлеб духовный, насущный.

Именно знание универсальных законов наделяет человека истинной свободой, поскольку открывает перед ним беспредельность возможностей, возможностей творчества, возможностей осознанного служения.

Как связан выбор человека с уровнем его сознания?

Итак, мы постоянно делаем свой выбор. И этот выбор, как и всё остальное, определяется, прежде всего, уровнем нашего сознания.

В том числе уровнем сознания определяется и то, какой путь оздоровления выбирает человек.

1. Когда человек не осознаёт законов развития, он живёт личностными эгоистическими интересами, сея хаос вокруг себя. Это создаёт левовращательное движение торсионного поля. Такие поля действуют разрушающе. Происходит смена эволюционной направленности на инволюционную. При этом деградирует и сам человек, и регрессирует мир вокруг него. Инволюция всегда связана с понижением вибраций. Человек, который сцентрирован на личностной активности, как правило, выбирает способы оздоровления, которые сопряжены с дальнейшим понижением уровня сознания, с загрублением восприимчивости нервной системы. По сути, не изменяется ничего, изменяется лишь порог чувствительности человека. При этом причина, вызывающая боль, не устраняется, а просто перестаёт восприниматься, например, в результате приёма таблеток или других средств торможения сознания. Но как писали Учителя: “Нам не нужны здоровые могикане”.

2. Если же человек осознаёт своё единство с планетным организмом, осоз-наёт и исполняет своё предназначенье в окружающем мире, если человек зна-ет универсальные законы и живет в соответствии с ними, то он становится способным полноценно и неискажённо проводить энергопотоки, которые струятся в его энергосистему из энергосистемы планетного организма. Таким образом, устраняется причина заболеваний и происходит естественное оздоровление на клеточном уровне.

Всё определяется уровнем сознания человека. Ситуация меняется в зави-симости от отношения человека к происходящему, в том числе, и от отноше-ния к болезни. Так глубинное осознание причины заболевания, принятие ответственности и оптимизм значительно повышают показатели иммунной системы организма и человеку удается справиться с тяжелейшими недугами, в том числе и с теми, которые считались неизлечимыми. Известно, что в инфекционных больницах и даже в лепрозориях санитаркам, которые были исполнены высочайшего долга, удавалось избежать заражения.

И так во всём. Именно в соответствии с уровнем нашего сознания, с нашим пониманием свободы и нашим осознанием ответственности мы делаем свой выбор.

И от нашего выбора зависит, изменится ли мир вокруг нас к лучшему, прив-несём ли мы в этот мир красоту отношений, свет знаний и радость осознанного творчества или посеем хаос, тьму и разрушение.

И выбор, в конечном счете, всегда за нами. Даже тогда, когда кажется, что выбора уже нет, и жизнь загнала нас в угол. Даже тогда, когда человек оказы-вается в самых нечеловеческих условиях. Как было во время войны, в концла-гере, когда человека ждала газовая камера. Или сейчас, в наше время, напри-мер, перед лицом неизлечимой болезни или чрезвычайной ситуации. Но и здесь у человека всегда есть выбор. Выбор отношения к происходящему: пре-даться отчаянию и страху либо сохранить присутствие духа и своим примером помочь другим. 

Никто и никогда не может лишить человека крайнего проявления свободы – свободы отношения к происходящему.

Именно о высшем понимании человеческой свободы говорили великие: 
“Они могут приговорить меня к смерти, но они и этим не могут причи-нить мне вред” (Сократ).
 "Вы можете поступить со мной унизительно, но вы не сможете уни-зить меня" (М.Стюарт).

Человек способен даже безвыходную, казалось бы, ситуацию превратить в победу Духа. И здесь очень ярко высвечивается внутренняя суть человека.

Тогда становится понятным, что человеческая жизнь никогда не может ока-заться бессмысленной по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл всегда, в любой ситуации, до самого последнего мига.

И всегда есть свобода выбора.

Как она была и у народа Иерусалима, когда прокуратор Иудеи спрашивал неоднократно: ” Кого изберёте? Кого оставить в живых: разбойника или свя-того?” И народ Иерусалима выбрал разбойника. И это был выбор, который тогда сделало человечество.

В пути Христа каждое искушение, каждое испытание Иисуса было сопря-жено с выбором.

И в Гефсиманском саду перед Голгофой был величайший выбор, когда шло решающее сражение между личностью и душой. Когда личность, даже столь совершенная, какой была личность Иисуса, ещё сомневается: может быть ещё не время? “Отче! О, если бы ты соблаговолил пронести чашу сию мимо ме-ня!” (Ев. от Луки). Но тут же душа берёт верх: “Впрочем, пусть будет Воля Твоя, а не моя”. И это был осознанный выбор Иисуса.

Выбор, который делает каждый из нас каждый миг своей жизни.


  1. Песина Т.И. Сборник материалов «НАЧАЛА», кн.1. – Мн.: «ВЭВЭР», 2003. – с.64-73. 
  2. Песина Т.И. Универсальные основы. – Мн., 2008. – 268 с.
 
Количество просмотров: 3497
lllll