Календарь

<< Апрель 2024 >> 
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
  1  2  3  4  5  6  7
  8  91011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Популярное Чтиво

Избранные Статьи

Плакаты

Закон причинной обусловленности

(закон сохранения энергии в причинно-следственных связях)

 

Песина Татьяна Игоревна, кандидат технических наук.

 

Человек с давних времен отмечал, что у каждого следствия непременно есть причина, что рано или поздно, но неизбежно все тайное становится явным, что за все надо платить, за все надо будет ответить и никто не избежит действия закона. Причем формулировки законов менялись.

Ветхозаветный закон был очень строг: “око за око, зуб за зуб”. Т.е. закон Моисея опирался на принцип “побойся Бога”. Это был закон, построенный на богобоязненности, на страхе быть наказанными за грехи. Отношение к человеку как к непослушному ребенку, который провинился и должен быть наказан. Действительно, закон, который принес Моисей, был суровым, но именно он необходим был человечеству того времени для дальнейшего эволюционного развития. 

Как говорили мудрецы, "Dura lex,sed lex", что по латыни означает "Закон су-ров, но это закон". 
В Новом Завете суть того же самого закона формулируется иначе: уже не только “Возлюби ближнего своего”, но и “Возлюби врага своего”, “И как хо-чешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими”. 
В народной мудрости закон причинной обусловленности нашел свое отражение в пословицах и поговорках: 
- “Не бывает дыма без огня”, 
- “Что посеешь, то и пожнешь”,
- “Как аукнется, так и откликнется”, 
- “Не плюй в колодец, пригодится воды напиться”,
- “Зри в корень” (К. Прутков), т.е. ищи причину происходящего.
Платон отмечал: “В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя”. 
Причинность является одной из основных категорий философии.
Философия говорит о том, что мир, который мы видим, мир проявленный – это мир следствий. Мир причин называют миром непроявленным, т.к. он сокрыт от нашего сознания до тех пор, пока причина не познана. Но причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений. Другое дело, что человек не всегда их осознает, не всегда видит истинную причину.

Закон причинной обусловленности гласит:

У каждого следствия имеется своя причина, которая, в свою очередь, является лишь следствием еще большей причины. Причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений.

Причинно-следственные отношения, в которых участвует система, оп-ределяют ее пространственно-временные параметры и ее энергоемкость как творческий потенциал развития.

По мере нашего познания всеобщих закономерностей и накопления опыта применения этих закономерностей в повседневной жизни мы изменяемся и изменяется наша жизнь, ее пространственно-временные параметры:
- расширяется пространство нашего творчества (то пространство, где мы востребованы, где нас ждут, где мы можем реально помочь людям подняться на новый уровень творчества);
- сокращается время обретения опыта, время одухотворения этого про-странства, время достижения цели надсистемы в заданном цикле (время сжи-мается, уплотняется, событийный ряд нашей жизни становится более насы-щенным);
- возрастает наша энергоемкость, излучательная способность, открываются новые возможности для творчества (в нашу жизнь входят новые люди, которые при объединении устремлений и усилий становятся коллективом единомышленников).

Следовательно, по изменению этих 3-х параметров (пространство, время, энергия) мы можем судить о расширении уровня сознания, о возрастании творческих возможностей.

Поскольку у каждого следствия всегда есть причина, значит, случай-ностей не существует. Случайность – лишь непознанная пока закономер-ность.

Однако мир познаваем. 

Способность познания окружающего мира определяется уровнем нашего сознания, т.е. способностью осознавать причинно-следственные связи проис-ходящих событий и опытом применения этих знаний в жизни.

При этом цель надсистемы, являясь причиной, остается относительно непознанной для данной системы до завершения фазы познания (анализа) в цикле развития. 

Когда причина познана, то она становится следствием, и тогда открывается новая, еще непознанная, причина, открывается новая цель надсистемы, которая и становится движущим фактором развития.

Итак, все в этом мире происходит абсолютно закономерно. Относительна лишь степень нашего познания этих закономерностей, степень нашего позна-ния причинности происходящего. 

Известно, что любая система жизни, любой процесс развития описывается 3-мя параметрами (пространством, временем, энергией), причем на всех уров-нях системных отношений возникают причинно-следственные связи.

Поэтому изменение причинно-следственных связей влечет за собой изменение пара-метров системы жизни, в т.ч. ее энергетических показателей.

Другими словами можно сказать, что закон причинно-следственных от-ношений – это система энергетических процессов организации и управле-ния развитием жизни или закон сохранения энергии в причинно-следственных отношениях.

Эта энергетическая сторона закона очень важна. Остановимся немного на энергетических аспектах развития жизни.
Нам предстоит ответить на следующие вопросы: 
- Что такое энергия?
- Для чего нужна энергия?
- Каковы источники возможного получения энергии?
- Что происходит в случае нарушения закона сохранения энергии в причин-но-следственных отношениях?

Что такое энергия?
Энергия системы жизни характеризуется способностью системы создать пространство структурированной материи за определенное время, в течение которого в заданном цикле достигается поставленная цель надсистемы.

Для чего нужна энергия?
Во все времена человека интересовали новые источники энергии, ибо переход на новый уровень энергии означал переход в новое качество жизни, на качественно новый уровень развития, открывал перед человеком новые возможности. И, прежде всего, это новые возможности для творчества. Ибо человек создан, чтобы творить. "И задумал Творец создать человека по образу и подобию своему. И создал он человека по образу своему". А подобием человеку предстоит стать – стать осознанным творцом планетной эволюции и занять достойное место в беспредельной иерархии сотворцов.

Именно для эволюционного преображения окружающего мира человеку и дается энергия.

Каковы источники возможного получения энергии?
Есть 2 основных способа получения энергии:
1. Использование внешних источников энергии за счет разрушения окру-жающего мира (энергия разрушения).
2. Рождение энергии в процессе единения (энергия созидания).
Именно способы получения энергии, источники используемой энергии ха-рактеризуют направленность пути развития. 
На личностном, инволюционном этапе преимущественно используется энергия внешних источников, энергия, получаемая за счет разрушения.
Что же представляют собой эти внешние источники энергии?

Во-первых, это все живое. Все, что человек сжигает, расщепляет, потребляет, съедает – все это меньшие жизни, меньшие по уровню развития царства природы:

- уголь, нефть, газ, энергия атомного ядра – минеральное царство;
- древесина – растительное царство;
- мясные продукты – животное царство.

Во-вторых, все это создавалось в течение длительного времени на этапе эволюционного развития, и было создано за счет единения. Все это – концен-трированная энергия Солнца и меньших царств природы.

В-третьих, это создано было не нами и поэтому нам не принадлежит. 

На эволюционном этапе энергия развития созидается как результат единения разрозненных ранее систем жизни в большую систему жизни. В результате единения выделяется энергия связи, материя становится более утонченной. При этом совершенствуется как система в целом, так и её состав-ляющие части.

Весь исторический опыт развития человечества говорит о том, что разви-тие всегда шло по пути интеграции, по пути объединения усилий. Люди всегда объединялись для более эффективного участия в преображении окружающего мира.

Результаты их совместного труда становились все более совершенными. Именно в этом направлении происходила смена общественно-экономических формаций. Так человек исторически постигал преимущества объединения усилий, преимущества группового сознания над личностным. 

По сути, об этом же говорил Аристотель в 4-м в. до н.э., утверждая, что “целое всегда больше, чем просто сумма его частей”.

То же самое мы видим и в микромире. В ядерной физике известно, что ко-гда при слиянии протонов и нейтронов рождается ядро, то его масса оказыва-ется меньше, чем сумма масс протонов и нейтронов 
mр + mn = m я + Eсв ./с2

Это явление называется дефектом масс.

При этом высвобождается энергия единения, энергия связи. Эта энергия равна работе, которую необходимо затратить, чтобы разделить систему на составляющие ее части и удалить их друг от друга на такое расстояние, на котором их взаимодействием можно пренебречь. Эта энергия характеризует прочность связей и устойчивость системы.

Таким образом, чем выше степень единения, тем
- меньше масса материи; 
- система становится более компактной, организованной, структурирован-ной, более устойчивой;
- уменьшается энтропия как степень хаоса системы;
- рожденная система является более энергоемкой;
- больше высвобождается энергии в виде излучательной активности.

Освободившаяся энергия рождает новые формы жизни, которые вновь уст-ремляются к еще более совершенному единству, с еще большей энергией связи. 

Точно так же в науке, именно благодаря синтезу знаний, синтезу всего на-копленного человечеством опыта, становится возможным переход на новый уровень. Известно, что синтезирующее мышление является наиболее эффек-тивным в любой области исследований.

Так и в групповом творчестве: люди, объединенные общей эволюционной целью, действуя согласованно, создают коллектив единомышленников. За счет возникновения новых, более совершенных, структурных связей такой коллектив является более организованной и гораздо более энергоемкой системой. В групповом сотворчестве рождается энергия объединения, энергия связи. Именно рождение этой энергии единения открывает перед человеком новые возможности и позволяет выйти на качественно новый уровень развития.

Таким образом, человек постепенно перестает разрушать этот мир лишь для того, чтобы добыть энергию и употребить ее для себя лично. Он начинает созидать эту энергию за счет единения.

В этом случае человек становится все менее зависим от внешних источни-ков энергии. Интегрируя с окружающим миром, он восстанавливает нарушен-ные причинно-следственные связи, восстанавливает связь с энергосистемой планетного организма. Осознанно включаясь во все большее единство, не разрушая этот мир, а, содействуя его целостности, человек и сам становится целостным. Так в процессе объединения человека с окружающим миром происходит естественное оздоровление человека на уровне клеточных структур. 

Что происходит в случае нарушения закона сохранения энергии в причин-но-следственных отношениях?
Известно, что в мире действуют универсальные законы развития. Они объ-ективны, т.е. они действуют независимо от того, знаем ли мы о них или нет, согласны мы с ними или нет, выполняем их или продолжаем нарушать. Другое дело, что человек не всегда достаточно глубоко осознает их действие. Однако известно и другое: “незнание законов не освобождает от ответственности за их выполнение”.

Поэтому, если система жизни (в том числе и человек) пытается формиро-вать путь своего развития вопреки всеобщим законам, то вступает в действие закон причинно-следственных отношений, как сила, восстанавливающая нару-шенные причинно-следственные связи. Она стремится вернуть человека к полноценному гармоничному взаимодействию с окружающим миром. 

Чем определяется гармония взаимодействия человека с окружающим ми-ром?

Прежде всего, исполнением человеком своего предназначения.

Человек приходит в этот мир, чтобы творить. Творить – значит активно и осознанно участвовать в эволюционном преображении окружающего мира. Для этого и дается человеку энергия. Причем, за счет питания мы получаем лишь малую часть энергии. И далеко не самых высоких вибраций. А основную часть энергии человек получает от большей системы через объединенную энергосистему, которую он выстраивает в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Если эту энергию, данную для созидательного творчества, человек исполь-зует не по назначению, а лишь в своих узко личностных интересах, то он берет эту энергию как бы в долг. Но ведь известно, что “долг платежом красен”. Долги надо возвращать. Более того, чем раньше, тем лучше. Потому что, если долг растет и нет необходимого энергообмена, то в соответствии с законом полярных взаимодействий, большая система перестает стимулировать меньшую систему к развитию. И жизнь человека начинает давать сбои. Причем не будем забывать, что эквивалентов энергии много. Можно посмотреть прямо по энергоуровням: начинаются проблемы со здоровьем, в быту, материальные или физические затруднения, проблемы взаимоотношений, трудности на работе. А человек не понимает, в чем дело, и ищет виноватых.

Поэтому осознание причинно-следственных связей происходящих событий, т.е. осознание того, что есть причина и что есть следствие в тех событиях, которые происходят с нами и вокруг нас, позволяют наиболее эффективно использовать свой творческий потенциал, реа-лизовать свое человеческое предназначение и, как следствие этого, быть здоровым и счастливым. Причем это будет основываться уже не на наших субъективных ощущениях, которые могут меняться, а на знании объек-тивных универсальных законов, которые действуют во всем проявленном мире.

Мир – наше зеркало
Великий Будда считал: “Мир вокруг нас – это наше зеркало”. 

Универсальные закономерности говорят о том, что мир вокруг нас – это результат причинно-следственных отношений, в которых мы участвуем.

Потому что все, что нас окружает сегодня, это наш запечатленный прошлый опыт, накопленный нами на сегодняшний день. Поэтому по степени совершенства мира вокруг нас можно оценить свой прошлый опыт. 
У А.С. Пушкина в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” было зер-кальце: “Свойство зеркальце имело: говорить оно умело”.

И как ни уговаривала царица зеркало, как ни угрожала – говорило оно толь-ко правду.

Вот так и окружающий мир всегда говорит нам правду о нас и показывает нам уровень нашего развития, уровень нашего сознания, нашего совершенства либо несовершенства. И тут уж, что есть, то есть. И нечего пенять на зеркало.

Как сказал мудрец, "если в зеркало смотрится обезьяна, то можно ли ожидать, что из него выглянет лик апостола?" А если и выглянет, то узнает ли обезьяна апостола?

Мы способны воспринимать лишь ту информацию из окружающего мира, которой соответствуем сами, которая определяется нашим опытом развития. Мы воспринимаем лишь тот спектр излучений извне, которому соответствуют частоты колебаний наших собственных энерготел. Мы вступаем во взаимодействие лишь с теми явлениями окружающей действительности, которым мы соответствуем по вибрациям. Потому что по законам распространения волновых колебаний в случае значительного отличия по вибрациям информация не осознается нами. Она просто не отображается в нашем сознании. И тогда мы “глядя, не видим и, слыша, не разумеем”.

Таким образом, мир, который мы видим перед собой, и обстоятельства на-шей жизни, которые нам не всегда нравятся, это следствие того, чему мы сами явились причиной. Т.е. то, что мы имеем сегодня – это лишь следствие. Но у этого следствия была причина. Причем, эта причина была порождена нами же. Рано или чуть позже все тайное становится явным и, в конце концов, каждый получает то, что заслужил. Каждый пожинает лишь то, что посеял.

И поскольку мы понимаем, что причина всего происходящего с нами – в нас, то мы должны научиться брать на себя ответственность за происходящее и научиться делать выводы. Потому что, как замечательно показано в фильме “День сурка”: пока урок не усвоен, “завтра” не наступает.

Что такое карма? Надо ли погружаться в прошлое и очищать карму? Что значит "жить здесь и сейчас"?

Говоря о законе причинно-следственной обусловленности, следует сказать о том, что так популярно сегодня. О том, когда обращаются к кому-либо с просьбой о “снятии кармы”, об “очищении кармы”.

Карма – это и есть причинно-следственные отношения, которые мы уста-навливаем в процессе жизни. Т.е. то, без чего невозможна сама жизнь на Зем-ле. Над этим стоит задуматься тому, кто столь неосторожно заявляет о “снятии кармы”, в т.ч. и через погружение в прошлое.

В принципе, возможно заглянуть в прошлое и установить причину того, что сегодня является следствием. Но тогда тут же выяснится, что установленная причина – тоже лишь следствие предыдущих событий. А их причина – в позапрошлом воплощении. И так далее до бесконечности.

Но вспомним древних. Гераклит (6 в. до н. э.) говорил, что “все течет, все меняется” и что “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”.

Вспомним Ветхий Завет и жену Лота. Когда для праведников, которые удалялись из гибнущих городов Содом и Гоморра, было поставлено условие: не оглядываться назад. Но жена Лота оглянулась и превратилась в соляной столб. Как символ того, что озирающийся в прошлое останавливает время своего развития в настоящем.

И в Новом Завете Иисус предостерегает от того же: “Ибо возложивший руки на плуг и озирающийся неблагонадежен”. “Оставьте мертвым хоронить своих мертвецов, а вы идите и благовествуйте Царствие Божие”. Т.е. идите и творите в настоящем, тем самым, синтезируя прошлый опыт и создавая условия для будущего.

Об этом же пишет А. Бейли в своей автобиографии: “Я уверена, что душа могла бы, если бы захотела, потратить на это время и восстановить про-шлые инкарнации, потому что душа всезнающа, но какая польза была бы от этого? Это просто была бы иная форма сосредоточенности на себе. Я знаю, что ныне являюсь такой, какой меня сделали опыт и горькие уроки многих – многих жизней. И если мы ухитряемся избегать грубых ошибок в жизни, то это потому, что мы в ходе самого тяжелого опыта научились не делать этого” [1]. А. Бейли пишет о том, что в прошлом мы вели себя не луч-шим образом, но мы заплатили за это. И та цена, которую мы уплатили, не доставила нам удовольствия.

В представлениях об “очищении кармы” и “снятии кармы” очень ярко проявляется инфантильность нашего общества, потребительское отношение к жизни и, увы, элементарное невежество.

Сегодня мы знаем, что прошлое – это все, что нас окружает. Прошлое – весь этот мир вокруг нас, осознаваемый нами сегодня на 3-х уровнях следст-вия: физическом, эмоционально-чувственном и ментальном.

Человек постоянно преобразует окружающий мир. Поэтому живя в настоящем, изменяя окружающий мир, мы изменяем прошлое. Ежедневно синтезируя опыт, мы непрерывно творим новое прошлое, создаем настоящее и закладываем условия для будущего. Тем самым мир изменяется каждое мгновение, изменяется нами же. А, изменяя мир, мы изменяемся сами. Вот почему так важно научиться "жить здесь и сейчас”.

Карма – роковая неотвратимость судьбы или высшая любовь и высшая справедливость? Что есть благо?

Закон причинно-следственной обусловленности – это закон высшей спра-ведливости и высшей любви, поскольку он говорит о том, что нет фатальных судеб и нет роковой неотвратимости. Причиной событий, которые с нами про-исходят, являемся мы сами. Но это значит, что пока мы живы, все может быть нами же и исправлено.

Согласимся, что несправедливой была бы именно безнаказанность в этом мире. Да и что это были бы за фундаментальные, объективные законы разви-тия, если их можно было бы так безнаказанно нарушать?

Иногда спрашивают: “Почему ребенок, который еще только родился, уже так страдает?” Или про взрослого: “Он такой хороший человек. Почему ему не везет в жизни?” Однако подобные суждения нередко оказываются поверх-ностными. Они порождены ограниченностью нашего сегодняшнего сознания. Потому что, как правило, при этом мы смотрим на ситуацию лишь с позиции сегодняшнего дня, смотрим с позиции личности.

Хотя, наверное, каждый, если постарается вспомнить, если спокойно и внимательно проанализирует свою жизнь, то увидит, как часто то, что в первый миг нам казалось огромным несчастьем, величайшей трагедией нашей жизни и буквально крушением всех жизненных планов и надежд, потом оказывалось удивительной мудростью нашей судьбы, высшей любовью и высшей справедливостью с точки зрения души. Душа всегда дальновидней, чем личность. И то, что сначала казалось потерей, впоследствии оборачивалось величайшим благом.

Так что же есть благо?

Вспомним теорему К. Геделя, из которой следует, что истинность развития любой системы жизни можно определить лишь с уровня большей системы. Значит нам важно научиться смотреть на все проблемы личности глазами души.

Вспомним В. Франкла, который называл добром то, что способствует осуществлению человеком его высшего предназначения, а злом – все то, что этому препятствует.

Вспомним то, о чем писал Ф.М. Достоевский: “Я боюсь только одного – оказаться недостойным страданий, выпавших на мою долю”. Мы не удивля-емся тому, что в театре, в кино, в литературе высокая трагедия вызывает за-частую глубокие переживания и приводит к серьезным осознаниям. Но точно также происходит и в жизни: если страдания или какие-то очень глубокие переживания через очищение, катарсис приводят к внутреннему росту человека и к его духовной зрелости, то они являются благом с точки зрения его человеческой сути.

Поэтому, если мы, вместо того чтобы печалиться или жаловаться на судьбу и обвинять всех вокруг в своих несчастьях, понимаем неслучайность выпав-ших на нашу долю испытаний, если мы воспринимаем испытания как следствие и осознаем причину, их породившую (или, по крайней мере, допускаем, что эта причина есть и эта причина в нас), то в этом случае перенесенные страдания возвышают нашу душу и помогают нам лучше понять других. В таком случае, чем же было выпавшее нам страдание: злом или все же добром?

Так и младенец, который страдает с самого своего рождения и приносит страдания своим близким. Не пришел ли он для того, чтобы, с одной стороны, накопить недостающий его душе опыт, а с другой стороны, чтобы преподать урок милосердия и терпения своим близким?

И не будем забывать о том, что только что родившийся человек до этого прошел долгий путь многих инкарнаций и теперь воплотился с программой, которая определяется всеми его предыдущими делами, т.е. не только заслуга-ми, но и долгами. И душа, именно с учетом всего накопленного опыта всех пре-дыдущих воплощений, выбрала как раз те условия, те обстоятельства, то место и то время, которые позволяют душе обрести максимальный опыт.

Вот это нам очень важно понять: душа выбирает не те условия воплощения, которые будут самыми комфортными, а именно те, которые дают возможность накопить недостающий опыт развития. Значит, именно то, что способствует обретению наибольшего опыта, и является благом с позиции души. “Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь”.

Человек – "кузнец своего счастья" или "игрушка в руках судьбы"?

С чего начинать и что делать? В чем смысл покаяния?

Человек действительно – “хозяин своей судьбы” и “кузнец своего счастья”. Вот только очень важно помнить, что быть кузнецом – это тяжелый труд. Нужно приложить усилия и набраться терпения.

А заручившись терпением, начинать с малого. Как писал Теккерей: “Посей мысль и пожнешь поступок, посей поступок и пожнешь привычку, посей при-вычку и пожнешь характер, посей характер и пожнешь судьбу”.

Человек действительно может изменить свою судьбу, в том числе и искрен-ним покаянием. Но лишь тогда покаяние имеет смысл, если это не просто ритуал, а глубокое, внутреннее осознание. Причем это осознание должно подтвердиться всей последующей жизнью человека. Именно это является критерием осознания. И отпущение грехов может быть лишь со словами: “Иди и больше не греши”, “Иди с Богом”. Т.е. с Богом во всех своих повседневных делах. Вот тогда “раскаявшийся грешник дороже вдвойне” и тогда “за одного битого двух небитых дают”.

Когда человек споткнулся, упал, но через боль и страдание осознал ошибку, то это осознание обязательно должно проявиться на всех уровнях жизни человека. Вот тогда жизнь человека может измениться существенным образом, тогда происходят случаи удивительного исцеления, когда есть это глубокое осознание, явившееся результатом серьезной внутренней работы.

Поэтому, с одной стороны, нам важно научиться понимать, что тяжесть жизненных условий и обстоятельств – это своего рода экзамен, который каждый может сдать лишь сам. Но, с другой стороны, мы живем в уникальное время, которое характерно еще и тем, что на нашей планете сегодня, на современном этапе развития, созданы уникальные условия для ускоренного накопления опыта. Кроме того, всегда есть возможность накопить опыт опосредованно.

Например, нам предстоит пройти какой-то тяжелый урок (в силу того, что когда-то мы явились тому причиной). А мы, не дожидаясь этого испытания, поможем кому-либо (бескорыстно и искренне) справиться с аналогичной проблемой. В этом случае мы пройдем урок опосредованно, поскольку мы уже осознали его, сделали выводы и наша душа уже накопила необходимый опыт развития. Но как только опыт накоплен, то урок становится ненужным. В этом и заключается суть пословицы: “Умный учится на чужих ошибках, а ...”. Лишь тот, кто этот шанс не использует, начинает учиться на своих ошибках.

Как говорил С. Вивекананда, "этот мир прекрасен уже тем, что предос-тавляет нам силы и возможности помогать другим".

В этом глубочайший смысл фразы: “Спешите делать добро”. Ибо, помогая другим, мы помогаем себе. 
Поэтому нет злодейки-судьбы и нет роковой неотвратимости. А все то, что с нами происходит – это совершенно справедливое воздаяние за содеянное нами же. Но всегда есть возможность ослабить возмездие, если мы понимаем, что жизнь никого не наказывает, а постоянно предоставляет шанс развития. И пока мы живы, мы можем многое изменить.

Если мы открыты этому миру и внимательны к тому, что с нами происходит, если мы учимся читать Книгу Жизни, то мы обнаружим множество шансов из-менить ситуацию.

А для этого, как говорится в русских народных сказках, необ-ходимо выполнить 3 условия:
1. Принять сложившуюся ситуацию, понимая объективность того, что про-изошло. Да и как мы можем ее не принять, если понимаем, что сами же ее и создали.
2. Приняв ситуацию, не обвиняя никого вокруг, осознать причину, ее поро-дившую (здесь нам поможет знание универсологии). И взять на себя ответст-венность за изменение ситуации.
3. Проявить это осознание в реальной жизни. Например, использовать сло-жившуюся ситуацию как возможность положить конец дальнейшему существо-ванию "несчастливых" условий. И в этом глубокий смысл фразы из Библии: “Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую”. Т.е. так разрешить си-туацию, чтобы прервать еще одну цепочку зла.

Итак, нет фатальности в этом мире. Нужно только перестать тратить время, силы и энергию на поиск виноватого, тем более, нужно перестать проклинать, обвинять жизнь и всех, кто вокруг. Как только мы, взаимодействуя с миром, который окружает нас сегодня, изменяемся, изменяя, прежде всего, отношение к миру, то меняется и мир вокруг нас, меняются обстоятельства нашей жизни. И чем более мы становимся совершенны, тем более совершенен окружающий мир. Тем больше пространство для творчества (а это и есть истинная свобода). При этом время цикла уменьшается, а наша энергоемкость возрастает. Значит, возрастают наша готовность и способность служить этому миру, а вместе с этим возрастает и степень нашей ответственности.

При этом знание закона причинно-следственных связей помогает нам пра-вильно распределить свои силы. И не тратить их впустую, на бесконечные устранения следствий без осознания и устранения причин. Мудрец говорил: “Характер и репутация соотносятся примерно так же, как дерево и тень. И мы слишком много думаем о тени, а надо бы позаботиться о дереве”.

Рассмотрим примеры проявлений закона причинно-следственных отно-шений.

1. В философии
Причинность – категория для обозначения необходимой связи явлений, из которых одно (называемое причиной) обусловливает другое (называемое следствием).
Диалектический материализм рассматривает причину и следствие во взаимодействии: следствие не только определяется причиной, но, в свою оче-редь, играет активную роль, оказывая обратное воздействие на причину.

2. В оздоровлении
Переохлаждение не является причиной простудных заболеваний (напри-мер, воспаления легких). Поэтому не каждый, у кого замерзли ноги, заболевает. Переохлаждение – скорее лишь повод заболеть, если для этого есть причина.

Причиной же могут являться:
- непонимание человеком своего предназначения;
- нереализация творчества в преображении окружающего мира;
- непонимание необходимости перехода от самоизоляции к творчеству как следствие непонимания сути цикличности развития;
- отсутствие опыта творчества.
Так и хирургическое удаление какого–либо органа или его части, как пра-вило, это лишь иллюзия устранения причины заболевания, но безусловное осложнение дальнейшей работы организма. Если при этом не происходит глубочайшего осознания истинной причины заболевания (как искажения в сознании человека) и если это осознание не подтверждается изменением образа жизни, значит, причина не устранена. И эта причина найдет новую возможность проявиться и, как результат, непременно появится следствие.

3. В психологии
Всегда есть стимул (как причина) и реакция на стимул (как следствие).
В возрастной психологии много примеров причинно-следственных связей.
Поведение подростка в 14 лет (так называемый трудный, переходный воз-раст) – это лишь следствие. А причина формировалась во время беременности и на 1-м году жизни. В то же время, в 14 лет закладывается причина, которая проявится в 28 лет. Поэтому, если в 14 лет родители лишают ребенка самостоятельности, то в 28 лет человеку будет труднее сделать очень важный выбор в пользу перехода от личностного развития к служению во благо других.
С другой стороны, в 28 лет, во время перехода от коллективного бессозна-тельного к коллективному сознательному формируется причина возможности перехода в 56 лет от коллективного сознательного к социальному сознательному, так же, как затем в 84 года – от социального сознательного к интегративному сознательному. И далее в 112 лет – возможность осознанного перехода из мира проявленного в мир непроявленный.

4. В матрице
Не бывает хороших или плохих матриц.
В мироздании никому совершенно не нужно кого-либо карать или наказы-вать.
При этом мы понимаем неслучайность того потенциала, который отражен в матрице. Ибо душа, являясь для личности большей системой, причиной, учи-тывает весь наш накопленный опыт и так формирует такие обстоятельства нашей жизни, выстраивает такие причинно-следственные связи, которые будут максимально стимулировать нас обрести недостающий опыт развития или исправить имеющийся, но искаженный опыт (что, по сути, и отражено в виде недостающего или избыточного потенциала).

Таким образом, с одной стороны, потенциал в матрице – есть следствие предыдущих воплощений. С другой стороны, он – причина нашего сегодняшнего проявления. В то же время то, как мы этот потенциал сегодня реализуем, явится причиной будущих событий. И следствие не заставит себя долго ждать.

Каждая детерминанта субъекта занимает определенное, причинно обу-словленное место в матрице, играет совершенно конкретную роль в причинно-следственных связях.

При этом в каждой строке и в каждом столбце причинно-следственные связи повторяются.

Так, например, детерминанта 5 является точкой пересечения как синергетических, так и иерархических связей, т.е. двойная точка трансформации, "узел связи". Отсюда – важность роли сердца в жизни человека, важность иммунной системы и обменных процессов в организме человека.

Таким образом, становятся понятными многие причинно-следственные связи.

С одной стороны, в социуме человек на основе системы ценностей (детер-минанта 8) через способность принять мир, принять ситуацию, через способ-ность объединять людей (детерминанта 5) устанавливает гармоничные меж-личностные взаимоотношения (детерминанта 2). С другой стороны, можно выстроить следующую цепочку причинно-следственных связей: хороший семьянин, хороший друг (детерминанта 2) – хороший организатор в коллективе (детерминанта 5) – хороший гражданин (детерминанта 8).

5. В “Живой Этике”
“Я приму в щит Мой все твои стрелы. Но если ты будешь упорствовать, Я пошлю тебе с улыбкой только одну. Мудро повернем все на пользу. Же-лайте много врагов, но не делайте их. Будем радоваться, ибо приумножаются возможности”.

6. В образовании
Ученик, который пишет контрольную работу или сдает экзамен, должен:
- ответить на ряд вопросов (т.е. структурировать определенное пространство);
- справиться со всем объемом задания именно за определенное время, ко-торое ему отведено (т.е. за определенное время в заданном цикле);
- ответить именно на те вопросы, которые были заданы экзаменатором (т.е. достичь цели, поставленной надсистемой).

Ученик, пока он не достиг уровня экзаменатора, не знает во всей полноте тех задач, которые ставит экзаменатор (т.е. цель надсистемы, являясь причи-ной, остается относительно непознанной для данной системы до полного завершения цикла и перехода на качественно новый уровень, который ранее являлся причиной).

Ученик во время урока (в силу своего меньшего опыта развития) не осозна-ет в полном объеме всего того, что осознает учитель, который ведет урок. Но чем полнее осознание цели и критериев урока, тем эффективнее пройдет этот урок.
Если ученик не выполнил в требуемом объеме требования учебного про-цесса, то он либо пересдает, либо остается на второй год, либо отчисляется.

Когда есть причина, сразу начинает выстраиваться вся цепочка причинно-следственных связей.

Аналогично, контрольная работа, не написанная учеником в школе, тут же влечет за собой целый ряд событий в силу возникающих причинно-следственных связей. В жизни ученика начинаются трудности: “2” в дневнике, переписывание контрольной, вызов родителей, сложности дома.

Причем потерять дневник, вырвать страницу с “2”, стереть нежелательную оценку – это явно не выход. Рано или поздно тайное станет явным, и все равно придется решать проблему в сфере причин (причем теперь уже в гораздо более сложных условиях).

Закон сохранения энергии в причинно-следственных связях в процессе образования реализуется, например, через принцип обязательного применения полученных знаний:
- Лишь примененное знание рождает опыт.
- Полученные знания должны работать, они должны содействовать преоб-разованию мира.
- Непримененные знания не позволяют человеку окончить цикл развития и перейти на качественно новый уровень.
- Нереализованная энергия знаний делает человека должником окружающего мира, она начинает разрушать человека, приводит его к болезни, к стрессу, разрушая его несовершенство, в частности, разрушая его потребительское отношение к жизни.

Таковы некоторые аспекты закона причинной обусловленности – одного из всеобщих законов развития.


  1. Песина Т.И. Сборник материалов «НАЧАЛА», кн.1. – Мн.: «ВЭВЭР», 2003. – с.51-63. 
  2. Песина Т.И. Универсальные основы. – Мн., 2008. – 268 с.

    ↑ Наверх

    Вернуться назад

 
Количество просмотров: 8205
lllll