Календарь

<< Ноябрь 2019 >> 
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
      1  2  3
  4  5  6  7  8  910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярное Чтиво

Избранные Статьи

Плакаты

Ту же добрую традицию поддержки и финансового содействия  писателям, поэтам (Бальмонт, Тэффи, многие другие), бедствующим в Европе потомкам А.С.Пушкина практикует в своей работе по мере сил и возможтей Пушкинский Комитет и созданное им в 1937 году Пушкинское общество Америки.

Мы еще раз возвращаемся к истории Пушкинского общества. Еще один мостик, еще одна перекличка событий русской жизни. Возвращаемся к  факту того, что когда возникла идея создания Пушкинского Комитета в Америке для организации и проведения разнообразнейшего спектра культурных мероприятий, изначально связанных с  именем А.С. Пушкина  и способствующих осуществлению культурного просветительства общества, задаче распространения русской культуры –  с воодушевлением откликнулись на призыв те же самые люди, о которых мы говорим в рамках обсуждения культурного феномена Чураевки.  Это были Г. Гребенщиков, И.Сикорский, С. Рахманинов.  Николай Константинович Рерих одобрительно отозвался о культурном начинании в своих статьях и публичных выступлениях   -  сам же со своей культурно-просветительной миссией был уже в  далекой экспедиции.

Чураевка становится местом чуть ли не паломничества, радует приезжающих гостеприимством и хлебосольством, трогательна образцами старинных декоративных традиций – резными деревянными поделками и украшениями, знакомыми  с детства сказочными персонажами, чудесной фигуркой конька-горбунка; внушительной и торжественной фигурой былинного Сятогора, молодца - богатыря из славянского фольклора.  Интерес к Чураевке так стремительно растет, что казалось – простоит она вечно.

А потом произошло то, что произошло. Что всегда происходит, когда глобальная, титаническая идея и не менее титанический труд  держатся на одном человеке, ее создателе и воплотителе в одном лице. Ведь говоря о соратниках и единомышленниках Идеи, мы имеем в виду духовную, сердечную, человеческую, финасовую, конечно же! - поддержку людей, каждый из которых отдавал все свое время и силы делу собственной жизни. Рахманинов - музыке и концертной, гастрольной деятельности, Сикорский – работе своего конструкторского бюро, внедрению новых авиа- и вертолетных моделей в американскую аэропромышленность, он  был в ответе за судьбу  большого авиастроительного коллектива, который возглавлял. Н.К. Рерих (последний  приезд которого в Америку датируется 1934 годом) находился с экспедицией на другом континенте.

Гребенщиков поначалу без устали, казалось, осваивавший новые профессии – каменщика, плотника, вальщика леса, сельскохозяйственного рабочего, - что не снимало с него обязанностей директора издательства, а также, в какой-то степени и по необходимости - печатника,  наборщика (кто-нибудь представляет себе сегодня набор текста вручную?), непрерывная работа над совершенствованием английского языка и, затем только, писательство - в свободное от работы время, по ночам,  великий труженик  стал выбиваться из сил. Хотя мужественно записывает в личный дневник слова, относящиеся к периоду жизни  в Чураевке: «Я пишу и тружусь, тоскую и терплю -  только для них, для грядущих поколений Великой Будущей России...». То есть тому, что венчало цель  всех его усилий, ради чего затевалось  строительство духовного сообщества - Храма  -  прообраза «Великой Будущей России», возрожденной из пепла, вернувшейся к духовным истокам.   А пока... к  предыдущему списку прибавлялись просветительно-образовательные лекции, с которыми приходилось все чаще выезжать.   Расходные статьи начали превышать доходы.

А ведь за  перечнем насущных дел чуть не забылось, что Гребенщиков – большой русский писатель милостию божьей. И здесь нет никакого преувеличения,  его недостаточная известность в России, да и за рубежом – результат жизненных обстоятельств, лотерея судьбы на изломе исторических событий. О масштабе литературного дарования этого человека можго судить по двум, достаточно убедительным фактам.

В 1926 году специальным Комитетом интеллектуальной кооперации при Лиге Наций в Швейцарии (сегодня штаб-квартира ООН в Нью-Йорке) первые три тома  романа эпопеи Г. Д. Гребенщикова были признаны выдающимися мировыми литературными произведениями и внесены в списки рекомендуемой к чтению литературы, что повлекло новую волну интереса и издание их на нескольких европейских языках.

Второй пример - выдвижение в начале 30-х годов кандидатуры Гребенщикова на соискание Нобелевской премии. И только  решительный самоотвод соискателя остановил дальнейший процесс формальной процедуры. Среди наиболее вероятных причин несогласия автора признанных художественных произведений на официальное выдвижение называют нежелание этого скромного человека выпячиваться и опасения благородной души  невольно навредить этим бесконечно уважаемому Ивану Алексеевичу  Бунину (который несколько лет уже к тому времени  безуспешно выдвигался на получение престижной премии и, наконец, в 1933 году, - благополучно и заслуженно, - получил этот желанный знак международного признания).  Второй, менее отмечаемой в источниках, но от этого не менее серьезной причиной могла стать преданность духовному образцу  Поступка литературного  кумира своей юности Льва Толстого -  с его позицией  по данному поводу, - который в зрелые годы отклонил честь Нобелевской номинации по соображениям нравственно-этическим, отклоняя этим  стремление и тенденцию измерять поступки людей или их талант деньгами, что является, по его разумению, соблазном и  ловушкой для «сынов человеческих».  Гребенщиков не мог не запомнить этого события.

Для сомневающихся в степени конкурентоспособности писателя Г. Гребенщикова можно напомнить:  тиражи его книг были больше, чем у изданий И.А. Бунина. А их успех и популярность таковы, что в 1922 -23 годах в Париже осуществляется издание шеститомника произведений Георгия Дмитриевича. Он объявляется почетным академиком  испанской и мексиканской академий наук, становится лауреатом  литературных премий самых разных стран, удостен звания почетного доктора философии Оксфордского унивеситета. Это о его творчестве сказано Н. Рерихом: « Многие писатели и деятели русской культуры видели в нем надежду и гордость русской литературы...».  Этот ряд можно продолжать долго.

В 1941 году Г.Д. Гребенщиков принимает предложение  на  место профессора русской литературы и словесности от Южно-Флоридского университета в  Лейкленде  и переезжает во Флориду.  С тяжестью на сердце  оставляет он  любимое детище : Чураевку  отныне они с Татьяной Денисовной смогут только навещать...

Около года тому назад, весной 2012г., представители Пушкинского общества Америки и Архива русской и украинской эмиграции им. Лодыженской с очередным рабочим визитом посетили Чураевку. Печальное зрелище открылось  взорам.

Из 46 русских семей, некогда здесь проживающих, сегодня осталась только одна – семья Чистяковых (в неполном уже, к сожалению, составе) - Татьяна и Вера Антоновна. Легендарное книгоиздательсво – славная страница истории русского книгопечатания за границей – давно прекратило свое существование.  Рухнул заранее обреченный на поражение в безуспешной борьбе со временем домик Сергея Рахманинова. Жертва безучастности потомков, манкуртов, родства не помнящих, истории своей не помнящих;  о событиях 1941 года в том числе, когда великий композитор и музыкант отправлял в Россию,  переживающую тяжелейшие времена и решался вопрос, существовать  ли стране на будущей карте мира, свои, далеко не лишние для собственной семьи, деньги.  Чураевки,  как светильника  русского духа, светоча культуры  и просветительства  больше не существует.

15 апреля 1935 года  в Белом  Доме, в присутствии президента Рузвельта, был подписан международный договор - Пакт Рериха о защите памятников истории, культуры, искусства  - и  последующим выступлением президента по радио с речью о значении Пакта и его символа – Знамени мира – для будущего всей Планеты. А перед  этим, в 1933 году  в Вашингтоне на международной конвенции 36-ю странами мира была принята резолюция к подписанию Пакта и рекомендация признать  Знамя мира  интернациональным знаком охраны культурных памятников. В текущем году этой акции доброй воли и ее международного признания исполняется  80 лет.

Сегодня это рериховское знамя впору вывешивать над  Чураевкой. А символ  защиты – знаменитые три красных круга на белом фоне внутри красной окружности – прикрепить к  стенам, что все еще дороги  сердцам  немногих прихожан и преданных памяти прошлого одиноких паломников,  - часовенки Святого Сергия.

А пока что святые камни охраняет лишь каменное изваяние -  фигура былинного русского богатыря Святогора.

Чураевские камни...  Каменистая почва местности способствовала  использованию природных ресурсов в качестве строительного материала зданий и сооружений  на территории будущей  Чураевки.  Это  фундаменты домов, обрамление дорожек между ними, стены колодцев, элементы декоративного оформления и украшений. Древние валуны и огромные камни – естественное украшение рельефа местности. Церквушка Святого Сергия на въезде в Чураевку, возникшая с благословения великого Учителя человечества Николая Константиновича Рериха,  сложенная из природного камня с молитвой и благоговением перед святостью замысла.  Уже упоминаемая фигура персонажа старославянской мифологии  - Святогора - создавалась жителем Чураевки скульптором В. Успенским из каменьев и камешков, часть из которых, говорят, привезена из самой Индии...  Не забудем про «белый камень» - «Алатас», с  многозначностью его смыслов, легший в основание Храма – обители Духа и Знания.

Все эти древние камни Чураевки и есть те символические священные скрижали, на которых рукою  создателя «чураевского чуда», -  далеко выходящего за рамки своего времени  и одного лишь национального опыта, - увековечены  и незримо присутствуют  в настоящем  заповеди будущего человечества.

Чураевские скрижали терпеливо ждут своего заповеданного читателя и защитника. И дай им Бог не погибнуть безвестно  -  сохраниться до времени этой завещанной  Встречи.

***

Пушкинским обществом Америки и Архивом эмиграции им. Е. Лодыженской подготовлен проект «Чураевские скрижали» -  мер, направленных на сохранение памяти о  выдающемся культурно-историческом  явлении, возрождении славных традиций духовного центра русскоязычной эмиграции.

 

Наталия Мизури

Вице-президент Пушкинского Общества Америки

 

- Проект Чуравевка -

 



 
Количество просмотров: 3543
lllll